Родной конструктивизм
С подачи Seppo Viljanen xотелось написать о конструктивизме в Екатеринбурге, потому что мой родной город пронизан им, наполнен, неотделим. Но вчерашний день, 30 сентября, всегда был особенным для нашей семьи – день маминого Ангела — именины Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи. Вера. Уже целый месяц мамы нет.
И у меня сегодняшней ночью получился не очень архитектурный рассказ.
Зданий в стиле конструктивизма в Екатеринбурге очень много. Почему я выбрала те несколько, о которых пойдет речь? Увы, всё как в известной комедии: «А почему Воркута? – Да потому, что я там сидел».
Мы жили в отдаленном рабочем районе со множеством предприятий. Имя «Вторчермет» району дал крупный завод по вторичной переработке черных металлов. Так же назывался и клуб, куда мы с сестрой бегали в кино и кружки. Времена, когда игре на гитаре можно было бесплатно обучаться в музыкальном кружке, руководимом настоящим, выступавшим в филармонии, лютнистом. Вот в этом самом здании - не чисто конструктивистском, но всё же:
На Вторчермете-то и было всего два примечательных в архитектурном отношении дома, второй из которых, с ротондой, во времена, когда я ходила мимо него в начальную школу, являлся, кажется, магазином тканей:
Ареал обитания расширялся летом, когда изредка мама брала меня на работу в серое мрачноватое здание в центре города - Дом Промышленности, где располагалось знаменитое НПО Автоматики.
Это уж потом я узнала, какую роль в оборонной промышленности Урала, да и всей страны, оно играло, какие великие конструкторы там работали, а тогда это была просто мамина работа и возможность попечатать на пишущей машинке. Не предполагала я и, что у этого огромного дома такой просторный двор, – мне он представлялся сплошным массивным кубиком. Только с высоты теперешних небоскребов и можно увидеть его настоящую структуру (ищите в левой нижней части фото):
Став студенткой, бывала поблизости очень часто, — университет-то совсем рядом, и между второй и третьей парами мы с подружками иногда бегали поесть супа в находившийся по соседству ресторан гостиницы Большой Урал.
Укладывались в рубль. Тогда мы ещё не знали, что лет за 15 до наших обедов в гостинице останавливался Высоцкий, приезжавший с театром на гастроли, и жил вот в таком скромном номере:
Тут же недалеко и ДК Дзержинского (теперь музей), куда в кружок игры на аккордеоне, уже повзрослев, ходила моя сестра. Если б я только знала тогда, что за скромным фасадом скрывается такая авангардная лестница – практически башня Татлина наоборот, обязательно бы увязалась за ней:
Классика жанра – почтамт и гостиница Исеть – тоже здесь рядышком.
В последней слева от ресторана «Уральские пельмени» была моя любимая маленькая парихмахерская. А стригли тогда под Мирей Матье.
Совершенная романтика конструктивизма – этот бело-голубой спорткомплекс «Динамо» на берегу городского пруда:
В тамошнем бассейне в студенческие годы мы сдавали нормы ГТО.
Очарование этого здания хорошо передает купленная в 90-е у замечательного екатеринбургского художника Геннадия Субботина акварель, пережившая с нами уже не один переезд.
В маленьком ресторанчике в подвале ДК железнодорожников мы гуляли на банкете по случаю защиты диссертации моей будущей крёстной.
А ещё закончивших университет молодых специалистов в доперестроечные времена часто привлекали к субботникам на каких-нибудь городских стройках. Тогда мы не испытывали по этому поводу особого энтузиазма, а сейчас, проходя мимо цирка, приятно сознавать, что и ты хоть чуть-чуть поучаствовал в строительстве этого авнгардного образца:
Издательство «Уральский рабочий» напротив здания нашего математико-механического факультета. Внизу уже много лет прекрасный книжный магазин, куда я люблю заходить:
Завершу же вот этим совершенно особенным зданием:
Лепные детали, не очень ему идущие, были приделаны уже значительно позже его постройки, в эпоху, когда архитектурный курс города стал меняться в сторону постконструктивистского украшательства. Это гостиница Мадрид, построенная в 30-е годы для приезжавших на завод Уралмаш иностранных специалистов. Во время гражданской войны в Испании сюда должны были привезти из Мадрида детей бойцов сопротивления. Детей доставили, но разместили в других гостиницах, а название так и осталось. Во время Отечественной войны здесь была столовая, и рабочие Уралмаша, производившего знаменитые тридцатьчетверки, в том числе и мой пятнадцатилетний папа, вставший к верстаку рядом со своим отцом, получали сюда талоны на питание.
И в качестве эпилога пара фотографий, сделанных с небоскреба Высоцкий, откуда, если присмотреться, можно увидеть и другие, более современные, конструктивистские шедевры, которые городу необычайно идут, ведь правда?
P.S.Все здания из моего рассказа, построенные (за исключением цирка) в 20-е-30-е годы прошлпго века, сохранились. Фотографии частично мои, частично из инета.
такой ностальгический пост получился. а здание НПО Автоматики напомнило мне место работы моей мамы, только оно называлось Ставропольводмелиорация.
Покажешь? Погуглила, но не нашла.
его после развала союза переименовали в дом водников. да, после массовых сокращений от мелиорации осталось всего три этажа. остальное начали сдавать под офисы. а сейчас и не знаю, функционирует ли эта организация...
зато в детстве помню круто было отвечать, что мама работает в мелиорации. слово такое солидное, прям как администрация)) ну или мне так казалось. один из братьев как-то в садике на вопрос воспитательницы ответил, что мама работает миллионером) мама была приятна удивлена такому взлёту по карьерной лестнице))
Схожая судьба многих организаций. Проектный институт с солидным названием Уралгипрохим, где мама работала несколько лет перед пенсией, вообще исчез с горизонта. Так, выходит, вы в Ставрополе жили?
первые 25 лет своей жизни я прожила именно там) всё мечтала уехать. ну, вот уехали с мужем, так с тех пор и кочуем как неприкаянные)) а мама там так и живёт, и младший брат с семейством)
А у меня подруга детства в Ставрополе, но я ни разу у неё не была. А почему мечтали уехать?
та, которая Аля?
да честно говоря и сама не знаю. меня всегда слишком сильно опекали. в институт в соседний Пятигорск не пустили поступать, училась в Ставрополе у мамы под боком. замуж вышла, так к маминой гиперопёке ещё добавилось свекрулино жгучее желание причинить добро молодой семье. так что это было что-то типа «назло рекордам», в первую очередь) ну, и к слову сказать, моей семье только на пользу пошло проживание в относительной дали от родни.
Ага, Аля. Бандеролька для неё уже, кстати, добралась до Ставропольской почты, осталось забрать.
А, понятно, а я подумала, что город не нравился. Молодым почти всегда лучше отдельно от родителей. Нервы берегутся.
Но, вообще, места там у вас, наерное, хорошие были. Пятигорск опять же, Ессентуки с Железноводском всякие. Бывала. А мама в Кисловодск как-то в санатот\рий ездила. Не знаю, как сейчас там на этих курортах.
места неплохие и сейчас, но хоженые-перехоженые стопятьсот раз за 25 лет)) у меня свёкр живет в Железноводске, хотя в последнее время думает о том, чтобы в Тулу перебраться, на историческую свою родину. Так что в тех местах мы бываем, не часто, но всё же. в конце октября собираюсь туда, кстати) может даже фоток на пост наскребу после)
Вот было бы очень интересно взглянуть твоими глазами!
интересно!
дом с ротондой, наверное, принадлежал какому-то купцу?
стиль «коструктивизм»-это вот этот прямокоробочный стиль?
Нет, купцов уже изничтожили. Конструктивизм, авангард — это 20-е-30-е годы прошлого века. Не обязательно прямокоробочный, взгляни на лестницу и полукруглую гостиницу Исеть.
Аня, а купцоы любили дома с финтифлюшками, их в Екатеринбурге тоже хватает, вот один из них в своем архиве нашла:
это тоже конструктивизм?
это намного интереснее..)
Нет, конечно.
только гостиница «Исеть» и выбивается..)
Значит, мне не удалось тебя вдохновить. А это как тебе:
авангардизм?)
почему не удалось? мне интересно всё! только я не знаю стили архитектурные разных эпох, к сожалению..
Да, это русский авангард, тесно связанный с конструктивизмом. Знаменитая башня Татлина — неосуществлённый проект памятника 3-ему Интернационалу. Если будет где-нибудь возможность, посети выставку русского авангарда. Меня однажды такая выставка прям от болезни излечила.
заинтриговала!
Ну, тогда дарю тебе это (Наталья Гончарова — замечательная художница русского авангарда):
спасибо, Варя! первое впечатление-цветок живописный..., только потом рассмотрела..)
посмотрела в инете, какие здания в Волгограде эпохи конструктивизма..)
а ещё почитала биографию Н.Гончаровой, в каких жанрах писала...
очень интересно!
вот её картина «Испанка», которую продали в 2010 году и установили рекорд стоимости женщин-художниц, оказывается, есть такой рейтинг..)
так что спасибо за расширение кругозора!)
Аня, рада, что тебя заинтересовало. У Гончаровой целый цикл испанок. Жалко, что много картин по частным коллекциям, не посмотреть. Одна картина этого цикла есть в Третьяковке. И в Париже, по-моему, есть, в центре Помпиду.
она же жила в Париже...
Ага, и мы однажды не поленились и разыскали этот дом в Париже, и это кафе, где она сиживала со своим супругом Ларионовым — тоже очень известным художником, придумавшим направление «лучизм».
«Lа palette»?
интересный пост я нашла сейчас:http://agent-40.livejournal.com/32247.html
Петит Сен-Бенуа, вот интересный отрывочек:
Гончарова и Ларионов поселились в старом доме на улице Жака Калло, где комнаты были большие, а арендная плата маленькая. Они продолжали сотрудничать с Дягилевым, став ведущими оформителями спектаклей его труппы, – не стоит забывать, что в первую очередь именно сценографическим работам обязана Гончарова своей европейской славе. Несколько сезонов проработала в знаменитом доме моды «Мырбор» – несмотря на кажущееся французскому уху русским название, основала его Мария Куттоли, супруга французского сенатора. «Мырбор» специализировался на предметах интерьера и моделях с абстрактными рисунками по эскизам лучших художников – для «Мырбора» работали, например, Пабло Пикассо и Фернан Л еже. Гончарова создала модели платьев с аппликациями в абстрактном или фольклорном стиле, напоминающие те, которые были сделаны ею для дягилевских балетов по Стравинскому, Римскому-Корсакову или Мусоргскому. Эти платья пользовались большим успехом, некоторые из них можно теперь увидеть в музеях. И Гончарова, и Ларионов по-прежнему много работали, поражая французских ценителей не только качеством своих картин, но и работоспособностью.
На первом этаже их дома находилось знаменитое кафе «Петит Сен-Бенуа», владелец которого мсье Варе был признан самым красивым гарсоном Парижа. Про Варе говорили, что когда-то он служил у Гийома Аполлинера, и его кафе часто посещали сливки французской художественной богемы. Здесь же столовались Гончарова и Ларионов, и сюда после спектаклей приходила чуть ли не вся дягилевская труппа. И именно здесь летом 1928 года Гончарова встретилась с Мариной Цветаевой.
https://biography.wikireading.ru/169132
Аня, спасибо за ссылку, почитаю.
и тебе спасибо, Варя! читаю..
У меня на прикроватной тумбочке книжка «Гончарова, Ларионов», исследования и публикации, изд-во «Наука», 2003, очень хорошая. Там статьи и воспоминания авангардистов, есть фотографии и цветные иллюстрации. Почитываю, интересно.
Ну вот, буду знать про конструктивизм))) Новый для меня термин. Интересные в своем решении здания, а вот дом или как правильно дворец Ельцина ты не показала. Хотя понимаю, он в такой стиль не вписывается.
Лена, фото Ельцинского центра где-то есть на телефоне у мужа, если найдем, покажу. Честно говоря, не знаю, в каком стиле построен, надо поизучать.
Хорошая тема! Есть и ещё в этом стиле дома у нас. Просто жилые в районе улицы Вайнера. Этот стиль ещё называют Баухауз.
Я об этом названии узнала когда была в Израиле. Весь тель-Авив так выстроен. Пыталась ссылку вставить, но там требуется модерация.(?) Посмотри Баухаус в Википедии.
Ещё я слышала, что эти дома строили пленные немцы.
Хорошая тема! Есть и ещё в этом стиле дома у нас. Просто жилые в районе улицы Вайнера. Этот стиль ещё называют Баухауз.
Я об этом названии узнала когда была в Израиле. Весь тель-Авив так выстроен. Псмотри по ссылке.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%83%D1%81
Ещё я слышала, что эти дома строили пленные немцы.
Ты почитай в википедии. Одно другому не противоречит. Я прочто немного читала об этом когда-то. А немцы строили как раб.сила, а не как создатели. Я неправильно выразилась. Некоторые из этих домов. Но это вообще неважно здесь. Я не настаиваю.
Оля, пленные немцы могли, наверное, что-то строить, но уже после 1945 года. А конструктивизм возник в 20-е годы. И уникальная коллекция конструктивистских зданий Екатеринбурга (более 140) датируется 1920-30-ми годами. На Вайнера 9а, точно, есть пара домов в стиле конструктивизма, построены в 1928 году. В Израиле коллекция на порядок больше. Интересно было бы взглянуть. Поделись своими фотографиями, если есть!
Может, я ошибаюсь. У меня подруга в таком доме жила. Внешне очень в таком стиле. Она говорила, что их дом немцы строили. Может, продолжение небольшое было после войны? Про Тель-Авив, есть конечно фото. Надо искать. Лет пять назад это было. Там все такие дома. И Люба в подобном живёт. Ты случайно один пост два раза разместила.
Оля, у меня МП что-то глючит, и я пыталась несколько раз ответить, но МП подвисал, и получилось несколько раз. Теперь я стёрла лишнее, но, похоже, что случайно и твой пост тоже. Извини, и если нетрудно повтори, пожалуйста.
По памяти (я успела прочесть): ты писала, что подруга в таком доме жила, это в Екатеринбурге?
Стиль вполне мог быть и конструктивистский, и современные здания так строят тоже до сих пор, просто те, которые в 20-е-30-е построены — часть культурного наследия, памятники архитектуры.
Не, не стёрла. Наверное с этим домом я не права.
Про конструктивизм в Израиле почитала, интересно. Жду твою подборку фотографий.
Ой, Варя, пока не могу. Даже не помню, гдн искать. Попозже, ладно?
Да я не тороплю. Найдешь когда-нибудь и пост тиснешь.
игра с геометрией, это очень интересно)
только вот коробки разных нии не особо интересны. и как на мой взгляд, отклоняются от генеральной линии — полное слияние формы и функции(где-то прочитал))
спасибо за фоторассказ, Варя!)
почитал кое-что, посмотрел… погрузился немного в мир стекла, стали и железобетона)
но тут как и во многих случаях талантливые идеи уродуются безвкусным воплощением.
думаю, не хватает той самой роли личности в истории)
Это я благодарю, Сергей! Мне тема конструктивизма-авангарда очень интересна, хотя тоже не всё нравится. «Полное слияние формы и функции» — хорошо сказано, и это в самом деле к Дому Промышленности очень подходит. Конструктивисты/авангардисты были очень талантливы, с кучей революционных идей, не все из которых, к сожалению, удалось реализовать. Один Татлин с его летательным аппаратом «Летатлин», башней и другими работами чего стоит. Насчет личности в истории, может быть, но новые идеи всегда очень трудно внедрять в традиционное сознание.
У нас осталась Шуховская башня да кинотеатр «Аврора».
Посмотрела то и другое. Шуховская башя — шедевр.
Цирк ещё, и драмтеатр. А административных зданий довольно много.
А есть из 20-х- 30-х гг?
Не знаю. Почти всё уничтожено в Войну. Восстановить удалось дореволюционные здания. А насчёт довоенных — ни одного не упомню.